Восстановление маслянного насоса

Коротко о главном:

Маслонасос — из названия понятно, что это устройство перекачивающее масло, нагнетая в систему под давлением. Роль маслонасоса в двигателе, трудно недооценить.

Основа мотора, преобразующая энергию горения в крутящий момент — это кривошипно-шатунный механизм. Можно конечно заявить, что энергия взрыва преобразуется сначала в возвратно-поступательное движение, а потом уже во вращательное, но если слегка подумать, то можно понять, что без связи коленчатого вала с поршнями посредством криво шипа и шатуна, будет только "поступательно-вылетающее" через поддон движение и никакого возвратного :) С другой стороны кривошипно-шатунный механизм — это не только кривошип и шатун ) это и поршень, и палец поршня, и коленчатый вал и маховик, и даже блок цилиндров… Вообщем основа мотора — это КШМ. В свою очередь в КШМ ДВС есть маленькая черта — это подшипники скольжения, говорить что это только вкладыши — неверно, так как вкладыши это лишь часть подшипника, а первой по значимости частью подшипника скольжения, является устройство смазки, без масляной пленки не будет скольжения…

Вот таким уговорами, я подвел Вас к тому, что масляный насос одна из самых значимых деталей Двигателя Внутреннего сгорания.

Видов масляных насосов не один и не два. В автомобильных двигателях используется трохоидный масляный насос. Другое название Ge-Rotor, не нужно путать с героторным винтовым насосом, это разные вещи. Ge-Rotor — GEnerated ROTOR.

Ge-Rotor — GEnerated ROTOR

Состоит такой насос из 2ух шестерней, внутренней и внешней.

Внутренняя шестерня имеет N зубцов.
У внешней — N+1.

При вращении шестерней, создается N динамически изменяемых объемов. Объемы увеличиваются и уменьшаются.

При вращении шестерней, создается N динамически изменяемых объемов

При увеличении объема создается зона пониженного давления, и происходит первая фаза всасывания. При дальнейшем вращении шестерни, объем уменьшается и происходит сжатие рабочего материала (если насос работает с газами, яркий пример это компрессоры системы Roots, однажды я уже рассматривал их работу) или же "накачка", если насос имеет дело с жидкостями. Последней фазой будет вытеснение.

Хотел коротко… не получилось.

И так, основная беда маслонасосов, что в большинстве своем, для удешевления общей конструкции, шестерни маслонасосов делаются из "порошкового металла", рассчитаны заводом на какие то определенные режимы работы и ресурс. Но от повышенных нагрузок и вибраций, случаются, мягко скажем, неудачи…

основная беда маслонасосов

шестерни маслонасосов делаются из порошкового металла

Вот и заводские масло насосы двигателей серии ZZ нельзя назвать удачными. Одна из самых слабых деталей двигателя, и если исходить из вышеприведенной информации, к сожалению, одна из самых важных…

В своем Турбо моторе, я использовал усиленные шестерни CircuitWorx, сделанные и качественной легированной сталюги…

После разборки мотора на шестернях были обнаружены задиры, не смертельные, но неприятные:

После разборки мотора на шестернях были обнаружены задиры

на шестернях были обнаружены задиры

При этом рабочие части зубцов в отличном состоянии

рабочие части зубцов в отличном состоянии

Эти шестерни без проблем откатали десятки тысяч километров, несколько лет, с наддувом, под нагрузками несопоставимыми с заводскими. И даже на стучащем моторе выдавали больше чем 1.2 атмосферы давления на холостых оборотах и ацки прогретом масле. Шестерни пережили обрыв шпонки коленвала, и если все разворотило…

Шестерни пережили обрыв шпонки

то они остались живы. Вот поэтому я хочу отдать дань уважения этим шестерням, и оживить их. Учитывая, что эта фирма больше не выпускает их. Да и 400 долларов за новые… на дороге не валяются. Возможно, в последствии, кому то они будут служить так же как мне.

После шлифовки на магнитной плите, с 2ух сторон, мы получаем идеальные шестерни.

мы получаем идеальные шестерни

После шлифовки на магнитной плите

Находим в куче хлама, более или менее живой корпус маслонасоса, и отправляем его на мойку

более или менее живой корпус маслонасоса

корпус маслонасоса отправляем на мойку

Смазываем моторным маслом, и устанавливаем шестерни

Смазываем моторным маслом, и устанавливаем шестерни

Дальше происходит стандартная процедура инспекции, и если боковые зазоры и зазоры между зубцами попадают в допуск.

стандартная процедура инспекции

проверка зазора

То зазор по плоскости шлифования около 14.5 сотых милиметра.

зазор по плоскости шлифования около 14.5 сотых милиметра

зазор по плоскости шлифования

Номинальным считается зазор в 0.03 — 0.08 мм, критический — больше 0.16 мм…

Мы фактически в критическом положении. Этого следовало ожидать, у всего есть цена, у шлифовки такая. Поэтому корпус маслонасоса тоже отправляется на шлифовку… с него снимается примерно 0.09 мм. и мы получаем зазор где то в 0.05 мм. Устанавливаем крышку, завинчиваем 5 болтов с моментом в 10.5 Нм. и все… готов к работе. Лучше чем новый :)

Устанавливаем крышку

Автор: Lifehack